Ученые впервые обнаружили экзопланету со стратосферой

Ученые впервые обнаружили обладающую стратосферой планету за пределами Солнечной системы. Температура в верхней части атмосферы достигает 2500 градусов по Цельсию. Используя данные космического телескопа Hubble, группа ученых из Эксетерского университета обнаружила, что атмосфера экзопланеты WASP-121b имеет слои подобно земной атмосфере.

Ученые впервые обнаружили экзопланету со стратосферой

Обнаруженный в 2015 году WASP-121b — это сверхгорячий газовый гигант с массой в 1.18 раз больше массы Юпитера, вращающийся вокруг звезды WASP-121 на расстоянии примерно в 900 световых лет от Земли. Орбитальный период «Горячего Юпитера» составляет 1.27 дня.

Но основной интерес для исследователей представляет атмосфера экзопланеты. По данным Эксетерского университета, в верхних слоях атмосферы температура доходит до 2 500°С, а это близко к точке кипения железа. На Земле и других планетах и спутниках в Солнечной системе стратосфера задерживает ультрафиолетовое излучение от Солнца с помощью озона и метана, но там температура, хоть и выше обычной для остальной атмосферы, все же на порядок ниже экстремальных 2500 градусов.

Ученые впервые обнаружили экзопланету со стратосферой

Теоретические модели показывают, что WASP-121b может принадлежать к особому классу ультра-горячих экзопланет. Вполне возможно, что причиной столь высокой температуры стратосферы может быть содержание в атмосфере оксида ванадия и оксида титана, потому что они способны поглощать большое количества света с длиной волн видимого диапазона. Эти соединения часто встречаются в спектрах коричневых карликовых звезд, которые имеют много общих свойств с «супер-юпитерами».