На Южном полюсе Марса найдено гигантское озеро жидкой воды

Теперь известно где на Марсе хранится вода и может существовать жизнь. По настоящему значимое открытие было сделано Итальянскими учёными.

Именно они обнаружили огромный резервуар жидкости, скрытый под полуторакилометровой ледяной шапкой на Южном полюсе Марса. Протяжённость бассейна в поперечнике оценивается в 20 километров.

Исследователи отмечают, что находка очень похожа на подледные озера Арктики и Антарктики. И, как и наши земные подледные озера, марсианское также может нести жизнь.

Гипотеза о том, что подледное озеро может быть наполнено водой, — существует давно, однако, даже в условиях нашей родной планеты, бывает не так просто заглянуть настолько глубоко под лёд. В последние годы ученые использовали спутники, оснащенные специальным радаром, чтобы раскрыть тайны скрытых вод нашей планеты.

Для изучения полярных ледяных шапок Марса исследовательская группа из ряда учреждений в Италии использовала аналогичную технологию. С 2003 года на борту зонда «Марс — Экспресс» Европейского космического агентства, находящегося на орбите красной планеты, находится прибор, специально предназначенный для проведения подземных съемок.

Mars Advanced Radar для подземного и ионосферного зондирования (MARSIS) используется для поиска объектов под поверхностью Марса и признаков подповерхностной жидкой воды более 12 лет.

Именно в период с мая 2012 года по декабрь 2015 года исследовательская группа серьезно исследовала 200-километровый участок Южной ледяной шапки в месте под названием Planum Australe.

Было взято 29 радиолокационных профилей региона. Путем измерения изменений между передаваемым сигналом и тем, что возвращается, ученые изучают подповерхностные особенности. Сигнал, возвращающийся через воду, возвращается более сильно или «ярко», в сравнении с сигналом возвращающимся через породу или осадок. Именно это и нашла команда в результатах радара: аномально яркая область в Planum Australe.

Подобный эффект может также спровоцировать очень холодный и чистый водяной лед или замороженный углекислый газ, но исследовательская группа провела моделирование и обнаружила, что профиль отражательной способности не соответствует льду.

Но есть одна большая проблема: температура там примерно минус 68.15 градусов по Цельсию, что намного ниже точки замерзания, даже для антарктических озер, которые остаются жидкими и в минус 13 градусов по Цельсию благодаря высокому содержанию соли. Но, даже несмотря на это, вода все еще могла гипотетически оставаться жидкой. Мы знаем, что соли натрия, магния и кальция в изобилии были обнаружены на поверхности красной планеты.

Если растворить их в воде и воздействовать давлением ледяной шапки сверху, они могут понизить температуру замерзания ниже минус 74 градусов по Цельсию.

Так как жизнь была найдена в подледных озерах Земли, предполагается, что подледное марсианское озеро может также укрывать жизнь от суровых условий поверхности Марса.

«На земле есть доказательства наличия микробной жизни в водах полюсов и даже микробов способных выжить в по-настоящему ледяных водах», — сказал астробиолог Брендан Бернс из Университета Нового Южного Уэльса, который не участвовал в этом исследовании: «Обнаружение потенциальной жидкой воды под поверхностью Марса открывает захватывающие области исследования космоса.»

В то же самое время, нужно принять и тот факт, что слишком высокая концентрация соли могла и погубить жизнь, если она была.

К сожалению, на данный момент никто не располагает необходимыми средствами для взятия проб из этого озера, потому станет понятно есть ли жизнь на Красной планете в достаточно отдалённом будущем.

«Это удивительное открытие от Mars Express», — сказал астрофизик Брэд Такер из австралийского Национального университета, который не принимал участия в исследованиях: «На протяжении десятилетий мы находили доказательства наличия льда, следы потоков. Теперь мы знаем, что жидкая вода существует на Марсе, и так же, как подземные озера существуют в Антарктиде здесь, на Земле, теперь они есть и на Марсе. Каждый месяц свершаются новые открытия, которые приближают нас к ответу на фундаментальный вопрос — существует ли жизнь где-то за пределами Земли.»