Впервые обнаружены гравитационные волны от столкновения двух нейтронных звезд

В 2015 году были обнаружены гравитационные волны – рябь в ткани пространства и времени, и это одно из крупнейших научных открытий за столетие. Но поскольку обнаруженные гравитационные волны были вызваны слиянием двух черных дыр, то это событие было невидимым, и обнаружено было косвенно. Теперь группа ученых объявила об обнаружении гравитационных волн, которые были вызваны столкновением двух нейтронных звезд, то есть событие впервые сопровождалось светом, радио- и другими электромагнитными сигналами.

Впервые обнаружены гравитационные волны от столкновения двух нейтронных звезд

Впервые предсказанные еще Альбертом Эйнштейном 100 лет назад гравитационные волны вызваны космическими катаклизмами, такими как столкновение двух черных дыр. Из-за огромного расстояния к тому времени как рябь достигает Земли, она вызывает искажения, происходящие в субатомном масштабе. Чтобы наблюдать волны, LIGO (лазерная гравитационно-волновая обсерватория) использует лучи лазеров, которые образуют 4-километровый туннель, и измеряет, как гравитационные волны деформируют луч. Этот деликатный процесс эффективен для подтверждения существования гравитационных волн, хотя все же эти доказательства еще косвенные.

Последнее обнаружение гравитационных волн стало пятым по счету, но это, безусловно, самое важное их обнаружение с момента первоначального открытия в сентябре 2015 года, потому что на этот раз их источником было столкновение двух нейтронных звезд, а не черных дыр, а в этом случае гравитационные волны более заметны.

Столкновение произошло в галактике под названием NGC 4993, которая находится на расстоянии около 130 миллионов световых лет от Земли. Конечно, это очень далеко, но все же гораздо ближе предыдущих источников гравитационных волн, которые находятся на расстоянии миллиардов световых лет. Столкновение нейтронных звезд послало множество электромагнитных сигналов, включая короткий гамма-всплеск, рентгеновские, световые и радиоволны. Они были зафиксированы обсерваториями по всему миру, что помогло определить их источник.