Медики начнут использовать кровяные тельца для лечения рака

Препарат паклитаксел в химиотерапии обычно используется для лечения молочной железы, легких и поджелудочной железы, замедляя рост раковых клеток в них, предотвращая клетки рака от репликации. Но когда вводимый препарат подвергается нападению иммунных сил организма — это приводит к разного рода осложнениям: диарее, болям в суставах и снижением защитной функции в целом, так как все силы организма брошены на препарат. Ученые долгое время не могли перебороть такие побочные эффекты, но все же сумели обнаружить способ введения препарата без негативных последствий и с более эффективным воздействием на рак.

Изучая проблематику ученые из университета Северной Каролины опирались на экзосомы. Это белые кровяные клетки, по форме напоминающие пузырьки, которые состоят из той же клеточной мембраны и помогают защититься организму от внешнего воздействия. Они также хорошо проявили себя в лечении неврологических расстройств, выступая в качестве хорошей переправы для лекарств.

Медики начнут использовать кровяные тельца для лечения рака

«Экзосомы природой сделаны идеальными клетками для передачи веществ», — говорит доцент Елена Батракова: «С помощью экзосомы из белых кровяных клеток, мы оборачиваем медикамент в «мантию-невидимку», скрывающую его от иммунной системы. Мы не знаем точно, как они это делают, но экзосомы, полностью игнорируют любую лекарственную устойчивость и могут нести с собой полезную нагрузку.»

Первичные тесты показали, что используя экзосомы можно значительно снизить дозу препарата, до одной пятидесятой части привычной дозы, и при этом получать стабильные положительные результаты.

«Значит, мы можем использовать в 50 раз меньше препарата и при этом получать одинаковые результаты», — говорит Батракова: «Это важно, потому что мы можем в конечном счете быть в состоянии лечить пациентов с более мелкими и более точными сильными дозами химиотерапевтических препаратов, в результате чего повышается эффективность лечения и мягче, с меньшим количеством побочных эффектов.»

ExoPXT, так окрестили новую методику, имеет потенциал и в обнаружении заболеваний с помощью маркировки и красителей.

«Точное картирование опухолей в легких является одной из самых больших проблем в лечении больных легочным раком», — говорит Батракова: «Наши результаты показывают, насколько мощными экзосомы могут быть как терапевтические и диагностические препараты.»