Стволовые клетки для борьбы с болезнью Паркинсона

Ухудшение моторных функций, вызванное такими нейродегенеративными заболеваниями, как болезнь Паркинсона, является прямым следствием определенных химических процессов в мозгу – в данном случае речь идет о снижении выработки дофамина. Однако японские специалисты из Токийского Университета нашли потенциальный эффективный способ остановить этот процесс, и намереваются вскоре провести первое инвазивное лечение пациента с синдромом Паркинсона при помощи измененных стволовых клеток – трансплантация таким образом станет первой в истории медицины, и ее результаты очень сильно повлияют на дальнейшее развитие данного направления.

Еще в 2006 году японский нейробиолог Шинуя Яманака открыл способ сбора и изменения взрослых стволовых клеток, которые при помощи специального вирусного компонента могут вновь вернуть себе “молодую” форму – в которой их достаточно легко изменять таким образом, чтобы они дали рост и развитие абсолютно любому типу клеток в организме. Таким образом, при помощи данного метода потенциально можно вырастить новый орган или восстановить предыдущее состояние головного мозга до той или иной болезни.

За это открытие Яманака получил Нобелевскую премию в 2012 году, однако сегодня его ученики намереваются продолжить его дело и углубить понимание нейродегенеративных процессов в мозгу. Таким образом, измененные плюрипотентные стволовые клетки могут стать основанием для восстановления нормального гормонального поведения у пациентов, страдающих различными заболеваниями нейродегенеративного характера – предыдущие эксперименты на приматах доказали, что индуцирование стволовых клеток действительно работает. Более того, они так же легко изменяются в своей “молодой” форме.

Сейчас ожидаются последние приготовления и тестирования вокруг применения данных стволовых клеток – затем они будут индуцированы нескольким пациентам с сильной симптоматикой болезни Паркинсона, и ученые надеются, что полученные результаты будут настолько же положительными и многообещающими, как и у приматов ранее. Остается дожидаться данной практики и ее результатов – а пока что специалисты дополнительно работают над улучшением самого процесса переноса.