Скелет человека производит гормон, снижающий аппетит

В последнее время было выпущено несколько исследований о том, что кишечные бактерии могут отправлять сообщения в мозг человека, контролируя аппетит и чувство сытости, а недавнее открытие исследователей из медицинского центра Колумбийского университета выявило ранее неизвестный регулирующий аппетит механизм, который секретируется клетками костной ткани.

Исследователи изучают функции костей в течение многих лет, и в 2007 году они сделали крупное открытие. Они обнаружили, что скелет человека выступает в качестве эндокринного органа с клетками рилизинг-гормонов в костной ткани, которые, как известно, имеют решающее значение в регуляции энергетического обмена. Первоначальные исследования показали, что костные клетки производят гормон остеокальцин, который контролирует регуляцию сахара в крови. После отключения определенного гена в костных клетках (остеобластах) мышей, было отмечено, что аппетит животного значительно снизился.

«Поскольку остеокальцин не регулирует аппетит, мы понимали, что в этот процесс должен быть вовлечен еще один гормон», — объясняет доцент Ставрула Kустени.

Этим таинственным вторым гормоном оказался липокалин 2, белок, который как известно, способствует развитию ожирения и связанный с активацией нейронов в мозге, отвечающих за подавление аппетита. До сих пор считалось, что липокалин 2, в основном, вырабатывается в жировых клетках (адипоцитах), но исследование показало, что в остеобластах уровень этого гормона в десять раз выше, чем в адипоцитах.

После эксперимента на мышах, в чьих организмах отсутствовал липокалин 2, было установлено, что без гормона у животных возникает повышенный аппетит и нарушается обмен веществ. Команда обнаружила, что липокалин 2 активирует меланокортиновые рецепторы нейронов в гипоталамусе, вызывая подавление аппетита.

«Результаты проведенного исследования позволили дополнить список важнейших функций гормонов кости. Наше открытие может привести к появлению совершенно нового подхода к лечению метаболических нарушений», — говорит Кустени.

Ученые уже приступили к исследованиям на людях, проанализировав уровень липокалина 2 у пациентов с сахарным диабетом второго типа. Первоначальные результаты были положительными, демонстрируя обратную корреляцию между уровнем гормона и весом тела больного, то есть при высоком уровне липокалина 2 наблюдается меньший вес тела и лучший баланс глюкозы в крови.