Пар от вейпов повреждает ДНК не меньше, чем табачный дым

Новое исследование ученых из университета штата Коннектикут установило, что пар от электронных сигарет, или вейпов, которые часто позиционируются как более безопасная альтернатива сигаретам, приводит к таким же повреждениям ДНК, как и дым от табака. Результаты удивили исследователей, которые пришли к выводу, что электронные сигареты «потенциально не менее вредны, чем сигареты».

Пар от вейпов повреждает ДНК не меньше, чем табачный дым

В то время как шквал текущих исследований пытается определить долгосрочные последствия от электронных сигарет для здоровья, вейпы становятся все более и более популярными, только в Великобритании почти три миллиона взрослых людей используют электронные сигареты. Несмотря на то, что большинство исследований все еще находится на ранней стадии, многие предполагают, что электронные сигареты безопаснее, чем курение табака.

В 2016 году Королевский колледж врачей пришел к выводу, что долгосрочные риски для здоровья от электронной сигареты «вряд ли превышают 5 процентов от вреда от курения табака.» Но, несмотря на то, что вейпы считаются безопасной альтернативой курения табака, мы по-прежнему видим исследования, предупреждающие об опасности вдыхания паров электронной сигареты. Исследование, проведенное в 2015 году, показало, что пар электронной сигареты должен содержать те же свободные радикалы, что и табачный дым, хотя и в гораздо меньших количествах, а недавнее исследование показало, что электронные сигареты могут представлять опасность для здоровья сердечно-сосудистой системы, хотя опять же меньшую, чем курение табака.

Пар от вейпов повреждает ДНК не меньше, чем табачный дым

В то время как долгосрочный эффект от электронных сигарет пока неизвестен, большинство исследований до сих пор находят то или иное их воздействие на здоровье, в той или иной степени ниже, чем курение табака. Новое исследование от группы химиков стоит в жесткой оппозиции к большинству предыдущих докладов и утверждает, что пар от электронных сигарет вызывает такой же урон, что табачный дым, в данном случае в отношении повреждения ДНК.

В этом исследовании использовался новый электрооптический прибор для скрининга, который может быстро обнаружить повреждения ДНК. Судя по результатам работы исследователей, вред от электронных сигарет примерно эквивалентен вреду курения нефильтрованных сигарет.

Исследование не определяет, какие конкретные химические вещества в паре электронной сигареты вызывают повреждение ДНК, но результаты были очевидны, повреждения на генетическом уровне происходят. Интересно, что в конце 2016 года вышло контрастирующее с этим исследование, утверждавшее, что пар от электронных сигарет не оказывает мутагенного действия на ДНК. В этом более раннем исследовании, опубликованном в журнале Mutation Research, использовалась совсем другая модель эксперимента.