Обучение чтению вызывает изменения в мозге

Вы, скорее всего, научились читать еще в школе, но во многих странах мира неграмотность мешает миллионам взрослым понимать письменную речь. Теперь ученые обнаружили, что когда люди учатся читать во взрослом возрасте, в их мозге происходят серьезные изменения, которые затрагивают не только гибкую периферию мозга, но и его глубокие области.

«До сих пор предполагалось, что эти изменения ограничены корой головного мозга, которая, как известно, способна быстро адаптироваться к новым задачам», — говорит исследователь Фальк Хьютигг из Института Макса Планка в Нидерландах. Сканирование мозга 20 неграмотных индийских женщин, которых учили чтению, показало, что процесс обучения чтению идет гораздо глубже, чем предполагалось, затрагивая не только кору мозга. Женщинам провели сканирование мозга до начала обучения и через шесть месяцев после. За полгода, группа достигла уровня грамотности, сопоставимого с уровнем первоклассником, что показывает, что учиться действительно никогда не поздно.

При этом ученые обнаружили, что изменение нейронных связей произошло не только а коре головного мозга, но и в более глубоких областях мозга. В частности, ученые обнаружили, что обучение чтению влияет на части мозга, отвечающие за зрение. Эти глубокие регионы показали повышенную функциональную связанность после уроков чтения.

«Даже эти очень глубокие структуры мозга, которые эволюционно старые, все равно способны изменяться, чтобы приспособиться к новому умению», — объяснил Хьютигг.

Стоит отметить, что эти результаты основаны на очень маленькой выборке – всего с 20 участниками исследования, так что результаты необходимо будет подтвердить в более поздних исследованиях.