Исследователи выявили ген, ускоряющий старение мозга

Разные люди стареют с разной скоростью, то же самое, по данным ученых медицинского центра Колумбийского университета (CUMC), относится и к мозгу. Исследователи обнаружили связь между генетическими вариациями и повышенным риском нейродегенеративных заболеваний. Новый биомаркер становится активным в возрасте 65 лет, и исследователи надеются с его помощью новые способы определять возможность развития болезни Альцгеймера и других возрастных заболеваний мозга.

По данным Асы Абелевич, профессора патологии и неврологии Института болезни Альцгеймера и старения мозга CUMC, разница между хронологическим и биологическим возрастом относится к коре головного мозга, так же, как и ко всему телу. Два человека могут быть ровесниками, но выглядеть будто между ними есть разница в возрасте, то же самое относится и к мозгу.

Абелевич и Эрве Ринн, доцент кафедры патологии клеточной биологии CUMC, собрали и проанализировали генетические данные 1,904 человек, мозг которых не проявлял никаких признаков нейродегенеративных заболеваний. Они искали транскриптомы, которые являются первыми продуктами экспрессии генов, чтобы создать портрет биологии мозга в определенном возрасте. Затем они сравнили выявленные транскриптомы со средними значениями людей в том же возрасте, сосредоточившись на изучении 100 генов, экспрессия которых увеличивается или уменьшается с возрастом. Это позволило команде сделать замер между биологическим и хронологическим возрастом для каждого человека.

Они обнаружили, что к старению мозга непосредственное отношение имеет ген TMEM106B. Исследователи установили, что мозг людей с двумя «плохими» вариациями этого гена выглядел старше своего календарного возраста.

«TMEM106B начинает оказывать свое влияние после того, как люди доживают до 65. Если у человека «плохие» вариации гена, его мозг стареет раньше и повышается уязвимость к заболеваниям», — говорит Абелевич.

Кроме того, ученые обнаружили второй вариант гена progranulin, который также влияет на старение мозга, но не так сильно, как TMEM106B. Эти вариации находятся на разных хромосомах и связаны с редким нейродегенеративным заболеванием — лобно-височной деменцией.