Утончение озонового слоя могло вызвать массовое вымирание 252 миллионов лет назад

Озоновый слой

Исследователи обнаружили, что крупнейшее в истории массовое вымирание на Земле 252 миллиона лет назад могло быть вызвано утончившимся озоновым слоем.

Как оказалось, из-за того, что на планету стало проникать слишком много нефильтрованных ультрафиолетовых лучей, это привело к тому, что некоторые деревья оказались бесплодны, вызвав массу побочных негативных эффектов.

Массовое пермско-триасовое вымирание неформально называется «Матерью всех вымираний». Оно уничтожило 75 процентов наземных животных, 95 процентов морской жизни и бесчисленное множество растений по всему миру. Эпизоды исчезновений и возрождений растительности продолжались ещё как минимум 500.000 лет.

В то же время между 251 и 250 миллионами лет назад произошло массовое вулканическое извержение, которое образовало регион, названный Сибирские траппы. Долгое время ученые считали, что эти два события взаимосвязаны, и что влияние вулканических извержений на озоновый слой сыграло свою роль, но какую точно установить не удавалось. К примеру кислотный дождь мог бы поспособствовать истончению озонового слоя, но его эффект имеет локализованное действие, а не такое массовое каким было это вымирание.

Аспирант Джеффри Бенка из Университета Калифорнии и её команда полагают, что они, возможно, нашли ответ, который предостережёт всех нас по поводу той ситуации, что происходит прямо сейчас с текущим озоновым слоем. Они обнаружили, что если на сосны направить столько же ультрафиолетового света, что и 252 млн лет назад, перед крупнейшим вымиранием, деревья становятся временно бесплодными.

Команда облучила небольшие, размером с бонсай сосны, не превышающие 49 сантиметров, в 13 раз превысив уровень ультрафиолетового света в солнечный день, чтобы сымитировать истощённый озоновый слой. За это время ни одно из деревьев не погибло, но их пыльца деформировалась, а все семенные шишки иссохли и умерли через несколько дней, сделав деревья бесплодными. Сосны постепенно восстанавливаются после возвращения к нормальному свету, но случай бесплодности повлияет на дальнейшую популяцию деревьев.

«В конце пермского кризиса, леса, возможно частично или полностью исчезли из-за повышенного воздействия ультрафиолетовых лучей.» -говорит Бенка.

«Если вы неоднократно потревожите мирное существование доминирующих семейств растений, вы можете вызвать дестабилизацию трофического уровня, уничтожив пищевую базу для многих видов животных»

Ископаемые, найденные во многих районах суперконтинента Гондваны, содержат деформированную пыльцу и другие свидетельства упадка лесов, намекающие на то, что не только хвойные деревья могли быть поражены.

Исследователи полагают, что их открытие поможет предотвратить шестое массовое вымирание, о котором говорят многие учёные. На данный момент, озоновый слой продолжает уменьшаться из-за загрязнения окружающей среды, приводя к более высокому ультрафиолетовому излучению. А оно в свою очередь повреждает ДНК.