Ученые обнаружили бактерии, которые могли бы жить на Европе и Энцеладе

Новые виды бактерий были обнаружены в одном из самых странных мест на Земле: озере, погребенном под почти тремястами метрами льда. Вдали от солнечного света и воздуха условия там могут быть поразительно похожи на подповерхностные океаны Европы и Энцелада, и поэтому изучение микроорганизмов, которые обитают в этом негостеприимном месте может помочь в поисках внеземной жизни.

Океаны под поверхностью Юпитера и спутников Сатурна являются одним из самых перспективных мест для поиска жизни за пределами Земли. Ученые уже использовали математическое моделирование, чтобы рассчитать толщину льда на Энцеладе, и на полюсах она может достигать 5 километров. Таким образом, теоретически вполне возможно пробурить лед до воды. Результаты исследований обнадеживают настолько, что NASA планирует отправить миссию, чтобы прозондировать ледяную воду внутри обеих лун, с основной задачей выявления прямых признаков существования там жизни. Но прежде чем отправлять зонд, неплохо было бы понять, что именно нужно искать.

Именно для этого финансируемый Европейским Союзом исследовательский проект AstroLakes изучает жизнь в Skaftárkatlar, подледниковом озере в Исландии, в качестве возможного аналога для инопланетных океанов. Вода, находящаяся под слоем льда толщиной около 300 метров, скорее всего никогда не подвергалась воздействию солнечного света и атмосферы, что делает озеро идеальным аналогом океанов на Европе и Энцеладе. Ученые нашли в озере ранее неизвестные бактерии, и изучают их эволюционый путь в таких условиях, что может помочь обнаружить похожие формы жизни на Европе или Энцеладе.

Ожидается, что реализация проекта будет продолжаться до мая 2018 года и будет включать секвенирование метагенома озера Skaftárkatlar, то есть всего генетического материала различных организмов, которые обитают в озере под ледником.