Найдена взаимосвязь между стрессом и алкоголем

Крысы

Стресс, который в современном научном сообществе понимается как воздействие определенных гормонов, может приводить к значительному повышению дозы алкоголя – этот факт широко известен, однако мозговая химия, объясняющая эту взаимосвязь, до сих пор не выявлена. Именно лучшее понимание химических процессов, происходящих в мозгу во время стресса, которые сигнализируют о необходимости повышении дозы алкоголя, сможет в дальнейшем стать устойчивым базисом развития более эффективных терапевтических подходов к устранению посттравматического стрессового расстройства. Именно этим и занимается команда нейробиологов из медицинской школы Перельмана при Университете Пенсильвании под руководством доктора Джона Дани.

Ученые установили в ходе экспериментов над грызунами, что те из животных, которые испытывали значительный стресс, создаваемый искусственно, проявляли ослабление в выработке допамина, блокирующего сигнал о необходимости присутствия этанола в организме. Эти химические процессы сосредоточились в так называемой вентральной области покрышки головного мозга, расположенной в средней части мозга.

Алкоголь

Их результаты были позднее опубликованы в научном журнале Neuron, где подробно описывалась процедура эксперимента и выводы. Как говорит сам доктор Дани, стресс изменяет сложную систему проверок и баланса между различными сетями нейронов – а это указывает на то, что ученым необходимо сосредоточиться на поиске пути эффективной блокировки действия рецепторов на нейронах, чтобы не допустить развитие стресса, выливающегося в увеличении необходимой дозы этанола в крови.

Вопрос о том, почему стресс вызывает столь масштабные и не всегда полезные изменения в нашем головном мозге посредством особых химических реакций, является более чем актуальным. Доктор Дани говорит о том, что таким образом реакция на стресс у мозга призвана защитить нас, однако лекарства и алкоголь позволяют “обмануть” мозг, заставляя стресс продолжаться дольше и оказывать все более пагубное влияние. Таким образом, ученые стремятся раскрыть все тонкие аспекты этих процессов.