Юпитер обзавелся двенадцатью новыми спутниками

Среди планет Солнечной системы самое большое количество открытых спутников у Юпитера. И ,кажется, что их численность будет продолжать расти, так как команда из института Карнеги, под руководством Скотта Шеппарда, обнаружила ещё 12 спутников, среди которых даже есть один “чудак”.

Стоит отметить, что группа учёных отчасти случайно нашла спутники. В 2014 году эта команда предположила наличие объекта с самой отдаленной орбитой в Солнечной системе, который мог бы объяснить сходство орбит нескольких чрезвычайно удалённых объектов. Объекту было дано имя “Планета 9”, некоторые называют ее “Планета Х”. Именно этот объект искала команда, но так как Юпитер оказался в изучаемом квадрате неба, учёные решили взглянуть и на него.

Новые луны Юпитера были обнаружены весной прошлого года, но по словам Гарета Уильямса из центра малых планет Международного астрономического Союза, требуется неоднократное наблюдение за обьектами, для подтверждения их статуса, того, что они действительно вращаются вокруг Юпитера. Процесс занял год.

Девять новых спутников вращаются вокруг планеты на некотором удалении, при этом их орбиты противоположны вращению Юпитера. Эти отдаленные ретроградные спутники сгруппированы по меньшей мере в три различные орбитальные группы и считаются остатками трех некогда более крупных родительских тел, которые распались во время столкновений с астероидами, кометами или другими спутниками. Недавно открытые ретроградные спутники вращаются вокруг Юпитера около двух лет.

Два других спутника являются частью более близкой, внутренней, группы спутников, которые вращаются в том же направлении что и Юпитер или в прогрессии. Внутренние спутники имеют одинаковые орбитальные расстояния и углы наклона, потому также считаются фрагментами большей луны, которая была разбита. Два этих новых спутника путешествуют вокруг Юпитера около года.

«Наше другое открытие — настоящий чудак, он имеет орбиту отличную от всех известных лун Юпитера», — объяснил Шеппард: «Вероятно, самая маленькая известная луна Юпитера, диаметром менее одного километра».

Спутник “чудак” — двенадцатый, его орбита более удалена и наклонена, в сравнении с внутренней группой, странность такой орбиты в том, что она пересекает орбиты ретроградных лун. Странный спутник вращается вокруг Юпитера примерно полтора года, ему было предложено имя Valetudo — римское имя правнучки бога Юпитера, богини здоровья и гигиены.

Из-за того, что вокруг Юпитера сформированы три группы с прогрессирующей, ретроградной и странной орбитой — увеличивается количество лобовых столкновений между спутниками.

«Это нестабильная ситуация», — сказал Шеппард: «Лобовые столкновения приводят к быстрому превращению объектов в пыль.»

Возможно, различные орбитальные лунные группировки, которые окружают планету-гигант сегодня, были сформированы в далеком прошлом именно через этот механизм. Команда считает, что эта небольшая «странная» прогрессирующая луна может быть последним обломком, некогда более крупной луны, которая сформировала некоторые из ретроградных групп во время прошлых лобовых столкновений. Выяснение сложных влияний, которые сформировали орбитальную историю луны, может помочь больше узнать о ранних годах нашей Солнечной системы.

Например, открытие того, что самые маленькие спутники в различных орбитальных группах Юпитера все еще в изобилии, позволяет предположить, что столкновения, которые их создали, произошли после эпохи формирования планеты.

Из—за своих размеров — от одного до трех километров — эти спутники больше подвержены влиянию окружающего газа и пыли. Если бы первоначальное сырье все еще присутствовало, когда первое поколение спутников Юпитера столкнулось, чтобы сформировать свои текущие кластерные группы спутников, сопротивления, оказываемого любым оставшимся газом и пылью на меньших спутниках, было бы достаточно, чтобы заставить их спирально двигаться внутрь к Юпитеру. Таким образом, их существование указывает на то, что они, вероятно, образовались после рассеивания этого газа и пыли.

Первоначальное открытие большинства новых лун было сделано на 4-метровом телескопе Бланко в Чили. Телескоп недавно был модернизирован с помощью камеры темной энергии, что делает его мощным инструментом для поиска и съемки небольших объектов. Для подтверждения находок использовались несколько телескопов, в том числе 6,5-метровый телескоп Магеллана в обсерватории Карнеги Лас Кампанас в Чили, 4-метровый телескоп в обсерватории Лоуэлла в Аризоне, 8-метровый телескоп Джемини на Гавайских островах.