В атмосфере «горячего Юпитера» обнаружен титан

Экзопланеты являются постоянным источником удивительных фактов. Небо HAT-P-7b украшают облака, состоящие из рубинов и сапфиров, KELT-9b жарче, чем большинство звезд, а теперь астрономы заметили необычную особенность газового гиганта под названием WASP-19b. В верхней атмосфере «горячего Юпитера» находится слой оксида титана, который перевернул привычные структуры атмосферной температуры с ног на голову.

В атмосфере "горячего Юпитера" обнаружен титан

Хотя WASP-19b близок по массе к Юпитеру, ОСА-19б находится намного ближе к своей родительской звезде, обращаясь вокруг нее каждые 19 часов. Благодаря такой близости к звезде температура на планете кипит составляет около 2,000ºC. Астрономы из Европейской Южной обсерватории наблюдали за WASP-19b более года, анализируя состав ее атмосферы, наблюдая, как через нее проходит свет звезды. Различные молекулы и газы по-разному влияют на длины волн света, видимого с другой стороны, поэтому слои различных материалов можно идентифицировать, наблюдая изменения в радиусе экзопланеты, когда он рассматривается на разных длинах волн. Затем эти данные сравнивают с атмосферными моделями. Таким образом ученые определили, что атмосфера WASP-19b содержит оксид титана (TiO), а также воду и натрий.

«Обнаружение этих молекул — это настоящий подвиг. Мы использовали алгоритм, который исследует многие миллионы спектров различных химических составов, температур и свойств газа, чтобы сделать наши выводы», — говорит Эльяр Седагхати, ведущий автор исследования.

В атмосфере "горячего Юпитера" обнаружен титан

Исследователи также изучили влияние TiO на климат экзопланеты и обнаружили, что он, вероятно, выполняет аналогичную с озоновым слоем Земли функцию, хотя и с противоположным влиянием на температуру на высоте. Озон на Земле и оксид титана на WASP-19b поглощают свет от их родительских звезд, но TiO высвобождает энергию локально, в стратосферу. Это означает, что в верхних слоях атмосферы жарче, а на более низких высотах прохладнее – то есть совсем не так, как на Земле.