Ученые объяснили отсутствие больших кратеров на Церере

Планета без атмосферы, обычно выступающей в качестве щита от космического мусора, может быть опасным местом, особенно на заре формирования нашей Солнечной системы. С учетом большого количества астероидов, плавающих вокруг, имеются хорошие шансы, что некоторые из них обязательно врежутся в такую планету. Что, скорее всего, имело место и в случае с карликовой планетой Церера, но на ее поверхности нет кратеров размером более 280 километров в поперечнике. Так что же случилось с самыми большими кратерами? Похоже, Церера их стерла.

Ученые получили первые снимки Цереры в декабре прошлого года, когда космический аппарат прошел вблизи этого планетоида, крупнейшего объекта в поясе астероидов.

Используя полученные данные, исследователи были удивлены, увидев относительно небольшой размер кратеров Цереры. По их расчетам, на поверхности карликовой планеты должно было быть 10-15 кратеров диаметром более 400 километров. В самом деле, до прибытия на Цереру, Dawn делал снимки протопланеты Веста, на которых виден кратер даже 500 километров в ширину.

«Возможность сравнивать эти два очень разных мира в поясе астероидов – Весты и Цереры – одно из главных достижений миссии Dawn», — сказал ведущий исследователь Симоне Марчи, старший научный сотрудник Юго-Западного исследовательского института.

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature, утверждает, что отсутствие крупных кратеров на Церере происходит от ее уникального состава. Снимки с Dawn показали, что верхние слои Цереры похожи на лед, а ее знаменитые яркие пятна, скорее всего, отложения солей, оставшихся от воды на поверхности. Подповерхностный лед или вода могли изменить поверхность карликовой планеты, сдвигаясь ниже, тем самым заполняя кратеры. У Весты, в свою очередь, не было жидкого ядра, поэтому большой кратер на ее поверхности виден до сих пор.