Маленькие планеты, скрывающиеся за огромными «мантиями»

Туманность и облака высоко в атмосфере экзопланет могут делать последних большими с виду, но на самом деле это не так – согласно новому исследованию австрийских астрономов-специалистов из Австрийской Академии Наук, эта мысль приобретает все больше ясности. Доктор Хельмут Ламмер, руководитель проектного исследования, является автором статьи о нем в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Начиная с 1993 года было подтверждено открытие более чем 3 тысяч экзопланет – теперь основная научно-исследовательская деятельность в этом поле сосредотачивается вокруг изучения и классификации этих планет по многим признакам. Но действительно ли туманности и облака в атмосфере экзопланет делает их визуально больше?

В 2014 году Ламмер и его команда воспользовались космическим телескопом CoRoT, принадлежащий Европейскому Космическому Агентству, чтобы изучить верхние слои атмосферы двух экзопланет, которые, совершая оборот вокруг своей звезды, периодически проходят прямо перед ней. Обе планеты совершают полный оборот за 5 и 12 дней соответственно, и, согласно полученным снимкам, обладают диаметром, в 4-5 раз превышающий диаметр Земли, а также обладают массой, превышающей массу Земли в 6 и 28 раз соответственно.

1-smallplanets

Обе планеты, названные CoRoT-24b и CoRoT-24c, обладают очень малой плотностью и весьма короткими орбитами – и из этого следует вывод о том, что они должны быть подвержены сильному влиянию излучаемого тепла с их звезды. И поэтому их атмосфера должна была по подсчетам специалистов, испариться в течение 100 миллионов лет – однако загвоздка заключается в том, что возраст звезды составляет около миллиарда лет, а это означает, что испарение их атмосфер должно было произойти уже очень давно.

Доктор Хельмут Ламмер, отвечая на это недоразумение, объясняет, что на самом деле размер планеты примерно в половину меньше, чем это было установлено по снимкам – что касается ошибок на снимках, то он объясняет это тем, что тонкая атмосфера, окружающая обе планеты, сильно расширилась и вышла таким образом из своих первоначальных рамок, смешавшись с космическими туманностями и облаками, в связи с чем снимки показали совершенно отличные от реальности показатели.