Астрономы нашли сюрпризы скрывающиеся на ночной стороне Венеры

По настоящему жаркий климат, коррозийная атмосфера, крайне высокий уровень токсичности — все это Венера, планета Солнечной системы, которая точно не подходит для жизни. Однако, если вдруг на Венеру кто-то прилетит, то стоит покинуть эту планету до наступления ночи.

Новый анализ таинственной ночной стороны Венеры показал, что мощные ветры и закрученная атмосфера еще более хаотичны ночью.

«Мы впервые смогли оценить в глобальном масштабе как атмосфера циркулирует на ночной стороне Венеры», — говорит астрофизик Хавьер Перальта из Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA): «В то время как циркуляция атмосферы была тщательно изучена, многое о ночной стороне было неизвестно.»

Астрономы нашли сюрпризы скрывающиеся на ночной стороне Венеры

Чтобы найти ответы на свои вопросы команда Перальты изучила темную сторону при помощи видимого и инфракрасного теплового видеоспектрометра VIRTIS, который находится на космическом аппарате ESA Venus Express.

В атмосфере Венеры преобладают сильные ветры, которые вращаются вокруг планеты со скоростью в 60 раз быстрее, чем обращение самой планеты. Такое явление называют «супер-вращение».

«Мы десятилетиями изучали эти супер-вращающийся ветры, отслеживая, как верхние облака движутся на освещенной стороне Венеры – это отчетливо видно на изображениях сделанных в ультрафиолетовом свете», — говорит Перальта: «Тем не менее, наши модели Венеры по-прежнему не в состоянии воспроизвести это супер-вращение, что ясно указывает на то, что мы могли бы пропустить некоторые детали этой головоломки.»

Ранее на движение самых верхних облаков намекали тепловые выбросы, но что происходит под облачным навесом ученые не могли выяснить. Благодаря Venus Express исследователи получили более четкое представление о проходящих процессах.

» VIRTIS позволила правильно увидеть эти облака в первый раз, позволяя нам исследовать то, что предыдущие команды не могли», — говорит Перальта: «И мы обнаружили неожиданные и удивительные результаты.»

Существующие модели показывали супер-вращение одинаковым и в дневное время суток и в ночное, но новая информация демонстрирует, что венерианские ветры становятся хаотичными, когда скрыты от Солнца. Исследование показывает, что ночная сторона производит большие и нерегулярные нитевидные облака, которые не появляются на солнечной стороне, команда считает, что ответственность за это несут стационарные волны.

Астрономы нашли сюрпризы скрывающиеся на ночной стороне Венеры

«Стационарные волны, вероятно, то, что мы называем гравитационными волнами – другими словами, поднимающиеся волны, порожденные ниже в атмосфере Венеры, которые, кажется, не двигаются с вращением планеты,» — говорит один из исследователей, Агустин Санчес-Лавега из Университета Дель Паис Васко в Испании: «Эти волны обычно сосредоточены над крутыми, горными районами Венеры; это говорит о том, что топография планеты влияет на то, что происходит намного выше, в облаках.»

На самом деле эти гравитационные волны не впервые наблюдаются на Венере, но новые данные свидетельствуют о том, что явление не ограничивается только возвышенными районами планеты. Так как в исследовании ученые изучали область в южном полушарии планеты, которая считается низиной, но гравитационные волны оказывали воздействие на атмосферу и там.

«Мы ожидали увидеть эти волны на нижних уровнях, потому что мы видим их на верхних уровнях, и нам казалось, что они поднимались через облака с поверхности», — говорит один из команды, Рикардо ки-Уэст из Университета страны Басков в Испании: «Это, безусловно, неожиданный результат, и мы все должны будем пересмотреть наши модели Венеры, чтобы исследовать значение открытия.»