ESA удачно запустила зонд для считывания космической гравитации

ESA успешно запустила экспериментальный аппарат LISA Pathfinder (Лиза следопыт) с помощь ракеты Vega от космического агентства Куру во французской Гвиане. На данный момент уже закончены маневры по становлению «Лизы» в низкой стабильной орбите. Смысл этого эксперимента заключается в том, чтобы засечь мелкую рябь гравитационных волн, открыл которые Альберт Эйнштейн в общей теории относительности.

ESA удачно запустила зонд для считывания космической гравитации

Ближайшие две недели «Лиза» выполнить шесть сканирований различных точек, в последнем она выпустит «маячки» в точке Лагранжа 1. Л1 — это точка в пространстве имеющая расположение примерно в 1,5 миллионов километров от Земли. Эта территория важна для аппарата тем, что он проведет свое положение относительно нашей планеты и Солнца.

Гравитационные волны, по замыслу великого Альберта Эйнштейна, находятся в ткани пространства-времени, вызванных движением очень массивных объектов, например, таких как черные дыры. Однако возмущения материи, вызванные даже этим монстрами будет очень сложно обнаружить, создавая пульсации эквивалентного атома в миллион-километровом участке пространства.

ESA удачно запустила зонд для считывания космической гравитации

LISA Pathfinder — это по сути попытка ESA проверить технологии, которые будут использованы в строительстве будущей полномасштабной обсерватории, чтобы иметь возможность выдерживать невероятно точные показания неуловимых явлений.

Однажды в рабочей орбите в диапазонах рабочих частот L1, зонд выпустит механические удерживающие механизмы соединения из двух кубиков, каждый из которых содержится в вакуумной камере в ядре зонда. Они будут размещены в 38 сантиметрах друг от друга для достижения свободного падения, только возмущения вызванные гравитацией будут влиять на их относительное расстояние.

Для того, чтобы гарантировать, что космический корабль не будет влиять на кубики ничем кроме силы тяжести, крошечные двигатели будут отключаться примерно 10 раз в секунду для поддержания положения зонда относительно своего груза. Зонд достигнет своей окончательной орбиты примерно через 10 недель после запуска.

ESA удачно запустила зонд для считывания космической гравитации

В ходе эксплуатации аппарата, очень сложный лазерный интерферометр будет принимать детальные показания с движения кубиков до миллиардной доли миллиметра. Такие подробные показания никогда прежде не были достигнуты в подобном эксперименте.

«После многих лет разработки и тестирования на местах, мы с нетерпением ждем окончательный тест, который можно провести только в космосе», — утверждает Пол Макнамара, научный руководитель проекта миссии «Лиза»: «Через несколько недель мы будем изучать саму природу гравитации в космосе, приобретая новые знания для строительства полномасштабной космической обсерватории для изучения Вселенной в будущем».