Ученые нашли самую далекую сверхмассивную черную дыру

На расстоянии около 13 миллиардов лет находится самая далекая сверхмассивная черная дыра, она была замечена международной командой астрономов. Настолько большое расстояние говорит о том, что черная дыра могла появиться сразу же после зарождения Вселенной.

Недавно обнаруженная черная дыра является частью квазара, она сидит в центре облака газа и медленно его поглощает. По мере попадания газа в черную дыру он ускоряется, нагревается и сияет, что позволяет астрономам видеть ее.

«Квазары являются одними из самых ярких и отдаленных известных объектов и имеют решающее значение для понимания ранней Вселенной», — говорит Брам Венеманс из Института Макса Планка, соавтор исследования.

Этот квазар был впервые идентифицирован в данных широкополосной программы инфракрасного исследования Survey Explorer (WISE), а затем более подробно изучен учеными с помощью телескопа Magellan обсерватории Карнеги в Чили. Там, спектрометру удалось определить объект, расстояние и массу, на основании его «красного смещения.»

distant-quasar-2

Поскольку вселенная постоянно расширяется, отдаленные объекты удаляются от нас, что растягивает длину волны излучаемого ими света. Это означает, что свет смещается к красному концу спектра, и чем выше красное смещение объекта, тем дальше он. С красным смещением 7.5, недавно обнаруженный квазар начал испускать свет лишь через 690 миллионов лет после большого взрыва, а сверхмассивная черная дыра в ее центре в 800 миллионов раз больше массы нашего Солнца.

Она не самая яркая и не самая массивная – эта честь принадлежит квазару под названием SDSS J0100+2802, который может похвастаться едва понятной статистикой, такой как масса 12 миллиардов Солнц и светимость 420 триллионов Солнц. Но эта недавно открывшаяся черная дыра находится более чем в 200 миллионов лет дальше и, следовательно, на 200 миллионов лет старше.

История этой черной дыры относится к тому периоду времени, когда звезды только начали освещать темноту Вселенной. В ходе работы, исследователи установили, что в то время этот квазар начал излучать свет, водородный газ вокруг него был наполовину нейтральным и наполовину ионизированным.

Но есть и проблема, черная дыра кажется слишком большой для своего возраста. Согласно нашему нынешнему пониманию, сверхмассивной дыре было бы непросто набрать свою массу, потому исследователи считают, что в формировании черной дыры принимали участие какие-то необычные или не явные процессы.