Теория относительности верна даже вблизи чёрной дыры

Гигантские звезды, обнаруженные возле центра нашей Галактики, еще раз подтвердили, что Альберт Эйнштейн был прав относительно гравитации. Группа астрономов из Германии и Чехии обнаружили три звезды в кластере вблизи сверхмассивной черной дыры в центре галактики Млечный Путь. Используя данные Европейского чрезвычайно большого телескопа в Чили исследователи проследили, как звезды перемещаются вокруг гигантской черной дыры.

Одна из звезд, под названием С2, показала незначительные отклонения орбиты, что может указывать на релятивистские эффекты, отметили ученые. Если наблюдения подтвердятся, то это подтвердит, что теория относительности Эйнштейна верна даже в экстремальных условиях — гравитационных полях, создаваемых черными дырами в центре Галактики массой аналогичной массе 4 миллиона Солнц. Общая теория относительности утверждает, что массивные объекты вынуждают другие объекты отклоняться от своей траектории при отсутствии воздействия на них каких-либо сил.

Обнаруженные звезды находятся на расстоянии около 100 астрономических единиц (расстояние от Земли до Солнца) от черной дыры, а потому двигаются со скоростью 1 или 2% от скорости света. Это небольшое расстояние по космическим меркам, например, Плутон находится в 39 а.е. от Солнца расстояние Земли от Солнца (150 миллионов километров).

Использование орбитальных тел для демонстрации релятивистских эффектов не ново; например, наблюдения за Меркурием в 19 веке показало отклонения от его предполагаемой по теории Ньютона орбиты. Сначала астрономы приняли это за доказательство существования еще одной планеты Солнечной системы, которой даже дали имя Вулкан. Эйнштейн в 1915 году показал, что теория относительности может объяснить эти отклонения. По мнению Эйнштейна, они были вызваны гравитацией Солнца. Это объяснение было принято как верное, поскольку потом подтвердилось другими наблюдениями. А теперь ученые нашли подтверждение действия теории относительности даже в экстремальных условиях вблизи сверхмассивной черной дыры